Основные положения Приказа (пункты 1-5)
- Организацию режимов труда и отдыха водителей осуществляет сам работодатель, но совместно с представительным органом водителей (выборный уполномоченный от сотрудников организации, глава профсоюзов, кооперативов, советов рабочих, любых других форм коллективного самоуправления, представляющий интересы рабочих на предприятии), либо по согласованию с этим представителем, в случаях действия коллективных соглашений и договоров;
- Работодатель ОБЯЗАН следовать всем пунктам данного «Положения» при формировании индивидуальных графиков работы (смен) водителей. Общие расписания автобусов и автомобилей предприятия, должны также разрабатываться с учётом и на основании «Положения»;
- Графики смен водителей на линии формируются работодателем ежемесячно; водитель должен быть ознакомлен с ними заранее, как минимум за месяц до исполнения;
- График работы устанавливает время начала смены, её окончания и продолжительности, время отдыха и перерывов на питание в течение рабочего дня, время отдыха после смены (междусменного отдыха) и по окончании рабочей недели (еженедельного отдыха);
- Все графики утверждаются только по соглашению представительного органа сотрудников.
Рабочее время водителей
Время работы при суммированном учёте
- междугородние перевозки (когда есть необходимость завершить полный маршрут и/или добраться до ближайшего места отдыха); если же маршрут невозможно завершить за 12 часов, то работодатель обязан назначить на рейс сменщика (второго водителя);
- для регулярных пригородных/городских маршрутов (согласованно с представителем сотрудников);
- а также для водителей, занятых в перевозках для здравоохранительных и других муниципальных учреждений (аварийных служб, коммунальных организаций, служб телеграфной, телефонной, почтовой связи), а также в технологических перевозках (внутризаводских, внутрикарьерных и внутриобъектных), без выезда на дороги общего пользования, и для водителей легковых авто (органов государственной и муниципальной власти, других руководителей)
Перерыв между частями одной смены
Ненормированный рабочий день
Периоды рабочего времени
Нормативы рабочего времени
Период рабочей смены |
Условие |
Норматив |
Время управления ТС (пункт «а») |
в течение одной смены, при нормальном графике работы |
не > 9 часов |
перевозка пассажиров по горной местности, с использованием ТС длиной более 9,5 метра, а также при транспортировке крупногабаритных грузов (тяжеловесных, длинномерных) |
не > 8 часов | |
суммированный учёт рабочего времени |
возможно увеличение до 10 часов не чаще 2-х раз в неделю общее время за рулём ТС за две недели не более 90 часов | |
Отдых от управления ТС (пункт «б») |
|
не < 15 мин после 3 часов вождения каждые последующие 2 часа |
в случае совпадения времени перерыва и времени отдыха и питания |
перерыв (дополнительный) не предоставляется | |
Подготовительно-заключительные работы (пункт «в») |
|
время и состав устанавливаются работодателем совместно с представителем сотрудников |
Медицинский осмотр (пункт «г») |
|
время и состав устанавливаются работодателем совместно с представителем сотрудников |
Время охраны ТС и груза (пункт «з») |
один водитель на рейс |
время устанавливается работодателем совместно с представителем сотрудников; время засчитывается как рабочее, в размере не меньше 30%; |
два водителя на рейс |
время охраны груза и ТС засчитывается как рабочее только одному из них | |
Время перерыва от управления автомобилем при наличии второго водителя на данном рейсе (пункт «и») |
|
время засчитывается как рабочее, в размере не менее 50%; продолжительность сменного отдыха устанавливается работодателемсовместно с представителем сотрудников |
Время отдыха водителей
Период рабочей смены |
Условие |
Норматив |
Ежедневный перерыв для отдыха и питания |
обычный график середина рабочей смены |
до 2-х часов |
смена продолжительностью более 8 часов |
допускается два перерыва общая продолжительность перерыва – от 30 минут до 2-х часов | |
Ежедневный междусменный отдых |
подсчёт производится суммировано со временем на отдых и питание во время одной смены |
не менее двойной продолжительности одной рабочей смены (предшествующей отдыху) |
суммированный учёт времени работы водителей |
не меньше 12 часов | |
суммированный учёт + междугородные маршруты |
не меньше продолжительности прошедшей рабочей смены | |
суммированный учёт + междугородный маршрут + наличие второго водителя |
не меньше половины продолжительности прошедшей рабочей смены (дополнительно увеличивается время отдыха по возвращении с междугороднего рейса) | |
Еженедельный отдых |
обязательное условие – еженедельный отдых предшествует или следует за междусменным отдыхом |
не менее 42 часов |
суммированный учёт режима работы и отдыха водителей |
Выходные дни скользящие, устанавливаются в разные дни недели, с учётом расписания рейсов кол-во выходных дней не может быть меньше кол-ва полных рабочих недель месяца | |
суммированный учёт + междугородный маршрут |
время на еженедельный отдых может быть сокращено не менее 29 часов в неделю и не менее 42 часов за весь учётный период (время на отдых, не предоставленное в течение одной недели, обязательно компенсируется в течение полного учётного периода) | |
Выход водителя на смену в его выходной день (по графику) |
возможен в случаях, предусмотренных по статье №113 ТК РФ необходимо письменное соглашение обеих сторон |
|
Выход водителя на смену в праздничные дни |
возможен в случаях, предусмотренных по статье № 112 ТК РФ (при нормальном учёте раб. времени) |
|
при суммированном учёте – выход в праздничные дни включается в график работы водителя (не компенсируется) |
|